city_nadp.jpg[13 кб]

- Фотографии будут добавляться. Обновление 27 ноября 2002 года -


27 ноября 2002 года
Новые снимки города появились в нашем разделе. Это фотографии, присланные Ириной Сазоновой (судя по адресу почты). Выражаем благодарность за проявление инициативы и ждем новых фотографий от наших читателей, которые можно послать вот сюда.
Единственный сорри за то, что картинки в реальных размерах: уменьшать времени катастрофически нет. Но они того стоят, чтобы подождать их загрузки.
Смотреть тута.

Земля Калевалы всегда славилась легендами и сказаниями, все здесь окутано тайной. Вот один из многочисленных примеров:
В районе реки Писто находятся два озера и два порога, их названия, это Ihmistys - озеро и порог и Seitsenoikien тоже озеро и порог. Первое название можно перевести как порог Очеловечивания и озеро Очеловечивания, а второе - порог Седьмого правого и озеро Седьмого правого. В последнем названии звучит равно и что-то библейское, и что-то указывающее на какие-то особенности пути. На озере Ихмис часто можно увидеть пару, а иногда и троих лебедей. Почти каждую осень один из мелких заливов сильно усеян гусиными и лебедиными перьями. Что влечет этих птиц к озеру Очеловечивания? П. Леонтьев записал легенду о том, как лебеди на перелете переговаривались, а старик-колдун подслушал и узнал, что летят они в заповедное место, чтобы на одну ночь вернуть себе человеческое обличье. Рассказала эту легенду местная старушка Ваппу, она же, услышала ее от своих прабабушек.
На земле Калевалы, среди песенных сосняков, на красивом светлом берегу жила красивая девушка Насто. Солнце улыбалось ей, луна в небе скучала, если не видела ее, от ее смеха на озере шла веселая рябь, от ее печали волна стихала. Птицы радовались ей и рассказывали все свои лесные секреты, трава нежнее зеленела там, где ступала нога ее, березы при ее появлении источали пьянящий запах начала лета, потому что была она дочерью этой земли.
Был у Насто жених, парень из себя видный и смелый. На одном бревне он спускался по всем порогам, при любом ветре проходил широкое Куйтто, мудрецы его речам внимали, а юноши дорогу уступали ему. Звали его, кажется, Ийво, не помню. (Хотя это и не так важно, но в сказке, имена спутаешь, красоту ее нарушишь).
И вот из-за мрачных ельников пришли злые руоччи, надвинулись черной бедой. Небо нахмурилось от горя, и болотные туманы закрыли его синеву от людей доброй Вяйнолы. Руоччи испоганили землю и дом красавицы Насто. Жениха в неравной битве ранили и скрутили ему руки и ноги. Насто думала, что он убит и в горе поднялась на высокую скалу над порогом и бросилась вниз, в самую кипень волны. Леса вздохнули от горя, и на мгновение от их вздоха болотные туманы, закрывшие от неба черные дела руоччи, расступились. Увидело небо свою дочь в беде, увидело ее падающей навстречу свирепой воде и острым камням, и распростертые ее руки сделало белыми крыльями, а саму ее сделало белой лебедью. Крик ее последний пронзил всю округу и стоном прокатился над вздрогнувшими борами. Пришел в себя от этого стона жених и, хоть ранен был тяжело, напряг все силы и порвал крепкие путы. Пришел он к берегу реки и припал к ней: "Река моя добрая, струя неугомонная, в твоей воде мыла меня первый раз мать и твоей водой я утолил первую жажду. Смой с моих ран кровь и укажи, где искать мне Насто".
Обмыла река раны, и зажили они на теле сына земли Вяйнолы. "Невесты твоей у меня нет, - сказала река, - в моих омутах ее не ищи, не мути во мне воду и камни мои не двигай. В ясный день, может, и укажу я тебе путь к невесте, но на это воля Илматар". И побежала река дальше, чтобы слиться с большим озером, породниться с его водами. А жених так и шел по реке, пока не дошел до высокой горы в ельниках нелюдимых. Жил на той горе мудрый и одинокий старик. "Скажи мне, мудрец, не проносила ли здесь вода Насто, мою невесту?" - "Ты верь реке, сын Вяйнолы, нет у нее твоей невесты, и она лишь в отражении может показать тебе путь, куда идти искать Насто. Безмолвия Туонелы тоже не нарушай - и там ее нет".
В это время высоко над рекой пролетали белые лебеди. Закричали они на своем языке, а одна птиц уронила к ногам Ийво белое перо.
"Запомнил их путь? - спросил старик. - Так запоминай, коли, хочешь невесту найти. Белой птицей пролетела она в нечетной стае, а раз в нечетной, значит, нет для нее друга, кроме тебя. И перо она обронила для тебя. Поможет ли оно в пути - не знаю, и долог ли он будет - тоже не ведаю. Быть мудрее, чем, голос сердца, еще никому не дано. Одно я понял из их крика, что на осеннем перелете, остановятся они на отдых на заповедном озере, и на одну ночь снова вернутся в людское обличье. Там и ищи ее. Но помни, птица - душа вольная, да жизнь ее нелегкая, врагов у нее много, и немало бед подстерегает ее на своем веку".
И пошел опечаленный жених по лесам от озера к озеру. На каждом маленьком озере он видел пару лебедей, в каждом заливе большого озера - лебединую семью, а вот одинокой лебеди все не встречалось. Много седых зим пролетело над землей, и привела его дорога снова к той же реке и к той же скале, с которой ушла из человеческой жизни его невеста и начала свой белокрылый полет.
"Небо, будь милостиво ко мне, дай мне крылья лебединые, дай лебединую легкость, чтобы я мог подняться в небо и облететь все уголки лесов, все озера и все морское побережье, чтобы найти птицу, невесту мою Насто!" Сказал - и в отчаянии бросился в воду. Но река мягко подняла его на волне и вынесла на прибрежные камни. "Ты - сын земли, - сказала она, - а я лишь рана на ее теле. Не надо мне тебя ни на горе, ни в утеху. Ты - сын земли, она твоя мать, а каждая мать растит сыновей, чтобы они стали тружениками и воинами, она родит их для подвига. Ты еще не выполнил начертанное тебе, рано тебя горе сломило. Забыл ты мой совет, сын Вяйнолы. Много снегопадов ты встретил на путях птичьего перелета, а мой совет хоть изредка глядеть в мои воды - забыл". Глянул усталыми глазами мужчина в воду и тут же увидел плывущее по течению белое перышко. Нагнулся, подхватил его и отправился с ним вверх по реке, откуда его принесло…
Бабушка Ваппу грустно вздохнула.
- Сказка эта невеселая, и рассказывали ее редко. Жизнь - она чаще заботы да печали приносит, и люди старались скрашивать ее веселой сказкой. А эта печальная и длинная. Я и сейчас не знаю, сумею ли довести ее до конца.
Ийово на своем пути у многих спрашивал, не видели ли одиноких лебедей, не знают ли где заповедное озеро, и каждого охотника просил не стрелять белых птиц."

Быт
Основными занятиями местных жителей были земледелие, рыболовство, охота, скотоводство, смолокурение, углежжение, собирательство и коробейничество.
Профессия коробейника на севере Карелии и Финляндии очень древняя. Отсутствие здесь морских и хороших сухопутных торговых путей не давало возможности развернуть торговлю, а товары здешнему населению были очень нужны.
Изворотливые купцы быстро смекнули, что раз покупателям трудно ходить за товарами, то надо отправить товары к покупателям. Так и появилось коробейничество. Началось оно еще во времена Новгородской Руси.
На территории Финляндии было запрещено торговать товаром, ввозимым из-за рубежа, поэтому карельским коробейникам приходилось вести торговлю в нарушение этих запретов. Разносная торговля оставила свой след на территории от Новгорода до Кольского полуострова, и от Белого моря до Северной Финляндии. С Вокнаволокской волости, каждый год уходило торговать в Финляндию до тысячи человек. Коробейничество было очень прибыльным делом. Например, птицеловство приносило 14 рублей в месяц, коробейник за это время мог заработать 200 рублей. Практически в каждой семье был коробейник. Основным товаром была мелкая утварь, рыболовные снасти, женские украшения, вышивка, рыба и т.д. Из Финляндии же - несли деньги, меха, книги. Одним из самых известных торговцев был купец Митрофанов, сам он не носил товар, а нанимал работников. Он держал целый торговый Дом. У него были большие рыбные и древесные склады на озере Куйто.
Коробейники внесли огромный вклад к местную культуру. Из своих походов они приносили книги и новые для Карелии знания и умения.
Рыболовство: Во время археологических раскопок на юге Финляндии в болотных торфяных отложениях была найдена рыболовная сеть, возраст которой определили в 8 тысяч лет. Запасы рыбы на зиму делали глубокой осенью, в октябре - ноябре, во время нереста сига и ряпушки. Рыбу, выловленную неводом, делили в деревнях не по числу трудоспособных в семье или принимавших участие в рыбной ловле, а по числу едоков. Это правило было почти неизменным. Но в дни лова на помощь выходили все, кто был способен хоть чем-нибудь помочь.
Лодки изготавливали следующим образом: доски просверливались, и в отверстие протаскивали корень. Затем сверлили отверстие рядом. Корень в отверстии расклинивался, чтобы не было слабины, и с наружной стороны стежок врезался впотай или вполупотай - паз на доске. Между досками прокладывали мох и по рассказам, такие лодки не надо было даже смолить. Корень для шитья лодок выдерживали в смоле до полной пропитки и брали из подогретой смолы уже во время работы. Позже, когда появились гвозди лодки стали сколачивать и способ шитья забылся. Но термин шитья, сшивания лодок, остался.
Еще в начале двадцатого века, здесь вили веревки из сосновых корней. Работа трудоемкая, но другого материала не было. Корни сосны, те, что стелются вдоль поверхности, порой превышают в длину десять метров, а то и все двадцать. Добывали их на песчаных обрывах или на ветровалах, размачивали и вываривали особым способом, чтобы они хорошо расслаивались. Расслоив корень на волокна, вили их на деревянных вертушках в пряди, пряди свивали в веревку. Получалась она довольно прочной, но была громоздкой из-за своей жесткости.
Охота. Первым среди лесных промыслов была охота. Но занятие это настолько своеобразное и сложное, что далеко не каждый житель северного края мог стать охотником. Это искусство чаще всего передавалось от отца к сыну. Охотились в основном на оленей, белок, куниц и бобров. Как это не удивительно, но зайцев не ели. Считали его "нечистым" из-за когтей.
Собирательство: Большим подспорьем в питании и источником витаминов для местного населения служили ягоды. Наиважнейшее место среди них занимала брусника. Она прекрасно хранится в любом виде. Черники заготавливали меньше, в основном в сушеном виде. Также ее применяли для окраски сетей. Из других ягод, наиболее популярными, были малина и морошка. Чашелистики морошки заваривали как чай. Это хорошее и надежное лекарство от простуды. Может показаться удивительным, но еще сто лет назад грибы в пищу на севере Карелии и Финляндии практически не употребляли. В голодные годы, муку из сосновой коры (петту) делали, толченый ягель в хлеб подмешивали, но о том, что использовали грибы, сведений нет. Заготавливали грибы только для соления - волнушки, грузди, серушки и горькушки.
Уже два века назад началась торговля лесоматериалами. Через тот же торговый дом Митрофанова в Финляндию сбывали сосновые пластины. Для их изготовления выбирались спелые стройные сосны, с помощью клиньев их кололи на прямые и ровные плахи. Делалось это настолько искусно, что пластины затем лишь слегка подтесывали, и они становились отличным строительным материалом.
Ведение хозяйства в те годы было немыслимо без смолы. Добывали ее из хвойных пород древесины. Смола и деготь предназначались для обработки кож и изделий из дерева - для предохранения их от гнили. Для приготовления 100 килограммов смолы надо было заготовить древесины примерно 15-20 кубометров. Для сравнения: современный автомобиль-лесовоз за один рейс перевозит около 40 кубометров леса.
Еще в начале XIX века царское правительство разрешило попам брать себе в пользование лучшие земли, независимо от того, кто их возделывал раньше, так как вся земля здесь считалась государственной собственностью. И как отмечает в своих путевых заметках Элиас Леннрот, попы брали самые лучшие, с великими трудами возделанные поля. Земли под пашню расчищали за счет вырубки и пожогов. Поскольку сами служители церкви не в состоянии были их обрабатывать, то сдавали тем же крестьянам за одну треть урожая. После такой чудовищной несправедливости крестьяне стали вести пожоги в тайне от властей, где-нибудь в недосягаемой для царских чиновников глухомани. А так как собранный урожай облагался государственным налогом, то молоть на деревенских мельницах неучтенный урожай было рискованно, именно поэтому появились мельницы в лесной глуши.
Издавна в калевальских лесах строили избы для рыбной ловли, сенокоса и охоты. Остатки таких построек встречались в районе Костомукши еще в 70-х годах прошлого века, имели они очень небольшие размеры. Сруб делали из могучих сосен - в два-три венца. Достаточно было свалить два дерева, чтобы получить это нехитрое жилье. Топились они по черному. Крыли их пластинами еловой коры, в несколько рядов поверх колотых плах, или же берестой. Веками вырабатывались правила пользования этими избами, которые едва ли хоть раз за все столетия были нарушены. По мере возможности в таких жилищах оставляли необходимую утварь, обязательно сухие дрова, растопку и огниво, а позднее - спички. Старались оставить соль и хоть какие-нибудь продукты. Все это предназначалось на тот случай, если человек забредет сюда не в лучшие для него дни: в непогоду или больной. Лесные избы имели своих хозяев. Каждый житель в округе знал, где и чья изба поставлена, но дверь была открыта для всех одинаково. Из этих построек никогда ничего не пропадало.
Такими же незыблемыми являлись и правила обращения с лесом. Не принято было рубить деревья без нужды - берегли молодняк. Лесные откосы и склоны на песчаных почвах не вырубались, чтобы не допустить оползней. Береговые ивняки и ольшаники берегли, потому, как знали, что они являются регулятором уровня грунтовых вод и защищают берега от размывания.
Как выбиралось раньше место для жительства? Странник подходил к озеру, и если земля была плодородной и обещала прокормить его и семью, он вешал кессели (кошель) на сук и, поплевав на ладони, начинал валить лес для кямппя. Потом с помощью того же топора, костра и мотыги этот поселенец обрабатывал землю, и уже только после того, как семья была обеспечена дарами поля, рубил дом. Рядом с ним или где-либо невдалеке строился другой, третий… Так и начиналась деревня. С полной уверенностью можно утверждать, что прародительницей каждого карельского поселения была кямппя.
Образование. Территория Карелии была рассечена на две губернии. В Петрозаводске столице Олонецкой губернии, были духовная семинария и гимназии, но преподавание в них велось на русском языке. Архангельская губерния, к которой относились селения в окрестностях деревни Костомукша, подобных учебных заведений не имела. Местные жители неоднократно предпринимали попытки пригласить учителей, но их инициатива не поддерживалась администрацией. В Кимасозере школу открыли только в 1882 году, в Реболах - 1885 г., в Вокнаволоке - в 1896 г.

Впервые название "Костомукша" встречается на русских картах XVII века, хотя упоминания о нём появились несколько раньше. Но по документальным источникам трудно сказать, о какой Костомукше идёт речь, поскольку населенных пунктов с таким названием встречается довольно много. В переводе с карельского "костомус" можно перевести как месть, возмездие, а так же как и сильно увлажнённое место.
Легенду о происхождении "Костомукша" от слов "возмездие, месть" записал в 1892 году этнограф и художник Луис Спарре.
Когда-то на месте костомукшского кладбища стояла церковь. В одно из летних воскресений взрослое население деревни собралось в ней на молебен. В это время сюда незамеченными подошли шведские ( по более поздним источникам - финские) завоеватели. Очевидно одно - враги пришли с финской стороны. Они застали молящихся врасплох, закрыли их в церкви, а затем подожгли её. Деревенская молодёжь в это время была на игрищах, недалеко от места трагедии. Увидев сожжение, они, не желая идти в плен, утопились. Оставшиеся в живых местные жители отомстили шведам: ночью напали на них и утопили в озере, которое впоследствии было названо Койралампи, то есть Собачье озеро.
По некоторым версиям, из Костомукши часто начинались рейды на финскую сторону, и там жителей деревни Костомукша считали людьми не добрыми. Послужило ли это поводом считать Костомукшу местом возмездия, сказать трудно…
На месте сожжённой церкви оставшиеся в живых жители деревни поставили часовню и большой каменный крест. Луис Спарре, а два года спустя и фотограф Инто - Конрад Инха, путешествующий с надеждой запечатлить на фотографиях сказочный рай "Калевалы" и записать неизвестные до сих пор просвещённому миру руны этого эпоса, застали грубо оттёсанный крест уже на половину провалившимся в землю. Вокруг него и было расположено старое кладбище

Древнее железо
Исторические документы свидетельствуют, что о костомукшских рудах было известно давно. Один из исследователей европейского Севера - Шегрен - 16 августа 1827 года в своем дневнике записал следующее: "В Костомукше крестьяне из болотной руды изготовляют железо. Уверяют также, что озера здесь содержат руду". Деревня Костомукша издавна славилась своими мастерами железоделательного производства. Когда в сороковые годы 19 века в Финляндии в селе Кухмо добывали болотную железную руду, то сталь из нее выплавляли не местные мастера, а два приглашенных из Костомукши умельца. Название окрестностей Костомукши говорят сами за себя: Раутасуо - железное болото, Раутоваара - железная гора, Руостеоя - ржавый ручей и т.д. Сопоставляя данные этнографических исследований, можно довольно обоснованно утверждать, что в одном из озер, которое находилось на территории нынешнего костомукшского горно-обогатительного комбината, местные жители уже полтора века назад добывали руду. На месте добычи были построены кузнецы для получения и ковки железа. Руду ковшами на длинных ручках черпали из болота или озера, на плотах отвозили на берег, давали воде стечь. Затем железорудное сырье прокаливали, чтобы выпарить из него влагу и частично выжечь органические примеси. Высушенную таким образом руду или везли в кузнецу на переплавку, или выплавляли здесь же на месте. По сведениям, которые приводят в своих трудах ряд ученых, для получения одного килограмма расплавленной тестообразной железной массы - крицы - требовалось около 12 кг древесного угля и 9 кг руды, содержащей до 60% железа.
Самый древний способ получения железа, которым люди пользовались много столетий, был одинаковым почти во всех уголках земли. В яму, или горн, загружали древесный уголь и руду и делали свод из земли или глины с песком, подводили дутье и поджигали. Для лучшего горения угля и повышения температуры в горне туда подавали воздух, закачивая его кузнечными мехами. В процессе горения в горне образуется окись углерода, и под ее воздействием происходит восстановление окислов железа. Способ этот называется сыродутным. В горне не могли достичь требуемой для расплавления железа температуры и получали лишь размягченную, тестообразную массу, именуемую крицей. В таком железе оставалось много шлака и примесей. Потом железо нагревали и проковывали; при многократном повторении этого процесса значительную часть шлаков удавалось удалить. Это железо еще называли сварочным, так как оно хорошо поддавалось кузнечной сварке, ныне уже забытой почти повсеместно. Кузнечная сварка - процесс очень тонкий, требующий хороших навыков и постоянной практики. Со временем горны стали расти в высоту, и стали называться уже домницами. С увеличением размеров горнов и силы дутья, на дне горна появился расплавленный жидкий метал - чугун. Был он хрупким, не поддавался ковке, но зато, как в последствии было замечено, имел хорошие литейные качества. Процесс получения чугуна стал называться доменным. Надо было найти способ переработки чугуна в сварочное железо - и его нашли. Теперь в кричный горн загружали куски чугуна с древесным углем и начинали тот же процесс плавки. При повторном нагревании чугун размягчается, и происходит окисление углерода, а это значит, что уменьшается его процент содержания с 2 и более %. И получается сварочное железо, так был открыт двухступенчатый способ получения железа из руды (кричный)
В апреле 1834 года, когда Леннрот записывал руны от Архиппы Перттунена в Латваярви, он услышал и такую байку. Молодой кузнец похвалился старому, что сварит сто колец, но на первом же, его постигла неудача. Тогда старик посоветовал ему бросить в горн щепотку песку, и пока молодой не сделал этого, кольца никак не сваривались. Или вот еще: когда Илмаринен выплавлял железо из болотной руды, а потом ковал его, он добавлял туда разные присадки для улучшения качества. В эпосе они носят поэтический смысл, но взято все это из реальной жизни. В целом же в эпосе слово "железо" упоминается 80 раз, слова производные от этого корня, 53 раза, и в сочетании с другими слово железо упоминается еще 26 раз.
Потребность в железе на севере Карелии была велика. Так в 1774 году четверо мастеров сталеварения с 4 подсобными рабочими добыли 30 возов руды, а из нее выплавили 150 слитков (1200 кг) железа.
Местом добычи и выплавки железной руды в Костомукше считалось Хейкин Ахо. Сейчас здесь находится карьер "Центральный". Выплавка железа из местных руд прекратилась примерно в конце 19 столетия. Из железа изготавливали топоры, ножницы, лемехи для плугов и другую хозяйственную утварь.

Разведка Костомукшских недр
В 1946 году была проведена аэромагнитная разведка Костомукшского железорудного месторождения. До этого его исследование вели наземным способом. После аэромагнитной съемки на Западно-Карельскую аномалию выехала партия Ленинградского геологического управления, туда входили топографы, геодезисты и горный отряд. 21 января 1947 года с глубины полтора метра был поднят первый образец костомукшской железной руды.
Недалеко от этого места началось строительство первого поселка геологов, просуществовавшего до 1981 года - времени начала интенсивной разработки карьера. Первоначально предполагалось, что объем запасов руды месторождения составляет 300 миллионов тон, но более поздние исследования выявили другую цифру - 3 миллиарда тонн.
Местные жители оказались гостеприимными хозяевами. Они оказывали посильную помощь, и геологи с благодарностью их вспоминают. В то время, в условиях бездорожья и тогдашних транспортных возможностей, для перевозки грузов к месту геологических работ отбирали только минимально необходимое. Позже, когда была построена Западно-Карельская железная дорога, грузы в район Костомукши стали возить до станции Боровая. Затем их на тракторных санях две недели везли до места назначения.
Геологи установили, что костомукшские руды отложились 3 миллиона лет назад. Затем по карельской земле "прополз" ледник, избороздив и выровняв ее поверхность. 15 тысяч лет назад он растаял. Далее изыскатели пришли к выводу, что 2600 и 5200 лет назад на территории Карелии были периоды очень теплого климата. После трехэтапной разведки, в 60-е годы было принято решение строить здесь горно-обогатительный комбинат. В начале 70-х годов началось строительство асфальтовой автодороги станции Боровая - Костомукша (примерно 90 километров).
В 1973 году по дороге уже можно было везти грузы, а в начале 1974 года из Борового отгрузили и привезли в Костомукшу первые сборные домики. В 1975 году началось строительство школы.
31 октября 1973 года между Советским Союзом и Финляндией был подписан протокол о совместном строительстве Костомукшского комбината с годовыми объемами добычи руды в 24 миллиона тонн, производства окатышей - 8,3 миллиона тон. Сразу после этого построили автодорогу до государственной границы, до Ледмозера и железную дорогу от границы до Ледмозера. В результате этих мероприятий Костомукша становилась конечной станцией Западно-Карельской железной дороги.
Финские строители жили на берегу озера Сийкаярви (Подкова). Для Финляндии это был большой подряд. На севере Финляндии в то время безработица доходила до 20 процентов. От Каяни до Костомукши 160 километров, от Кухмо - 105 километров. До 1977 года возведение Костомукшского ГОКа обеспечивало занятость около тысячи финских строителей. С конца же года численность работающих постоянно увеличивалась, достигнув в пик строительных работ более четырех тысяч человек (по данным опроса населения в Финляндии, проведенного управлением общины Кайнуу в 1972 году, 33500 человек в возрасте от 15 до 59 лет изъявили желание участвовать в будущей стройке). В одном из проспектов изданном в Финляндии обществом "Финстрой" сообщалось, что на строительство комбината и города будет израсходовано 120 тонн гвоздей, 100 000 квадратных метров стекла, которого бы хватило для того, чтобы в 15 слоев покрыть площадь перед зданием Сената Финляндии…
Костомукша строилась не только по современным нормам промышленного и городского строительства, она строилась и на основе новых форм межгосударственных отношений. 14 сентября 1978 года в Костомукшу прибыли А.Н. Косыгин - Председатель Совета Министров СССР и Президент Финляндской Республики У.К Кекконен. Ими был заложен первый камень в фундаменте первого сооружения на комбинате. В бетонную урну была опущена бронзовая капсула с советскими и финскими газетами, вышедшими в этот день, туда же, по финской традиции положили деньги.
Первым объектом ГОКа был карьер. Монтаж первого в карьере экскаватора начался в марте 1978 года. К августу того же года были собраны два буровых станка. Их назначение - бурить скважины диаметром 250 миллиметров, глубиной до 20 метров. Бурят их через определенные интервалы. Когда система скважин готова, в них закладывается взрывчатка, производится взрыв, после которого экскаваторы грузят взорванную горную массу на БелАЗы.
В 1983 году 29 августа на глубине более 80 метров в ночную смену из забоя вывалилась примерно двухтонная, прозрачная глыба. Утром увидели, что это горный хрусталь.
Еще в 1974 году изыскатели говорили о том, что хвостохранилище, в которое превратили озеро Костомукшское, с годами переполнится продуктами размола, и загрязненная вода будет вливаться в реки и озера. Во избежание этой экологической катастрофы был сооружен обводной канал.
За десять лет в Костомукше советскими и финскими специалистами было возведено 600 различных зданий. Символом сотрудничества двух государств на костомукшской земле стал монумент скульптора Терхо Сакки, открытие которого произошло 18 июня 1985 года.

Край рунопевцев
Край Калевалы, к которому относится и Костомукша, стал всемирно известен после того, как в 1831-35 годах по этим местам совершил свои путешествия финский доктор Элиас Леннрот собиратель рун и составитель эпоса "Калевала". Изучая устное народное творчество и жизнь местного населения, он записал здесь много песен (рун), которые вошли в этот литературный памятник. Самым удачным для него оказался пятый поход: в апреле 1834 года он пришел в деревню Латваярви и встретился в патриархом карельских рунопевцев Архиппом Перттуненом. Записанные от него руны стали центральными в эпосе. В июне 1837 года он пришел в Кивиярви. Оттуда Элиас Леннрот отправился в Чену и Вокнаволок. Из Вокнаволока в деревню Костомукша, до которой было 40 верст. Утром он пришел в Костомукшу, где, по его описаниям было десять домов, многие из которых очень добротные постройки, а два дома выглядели даже зажиточными. Далее ученый отправился в деревню Контокки, находящуюся в 15 верстах от Костомукши. Руны собранные Леннротом в Костомукше, Контокки и близлежащих деревнях имеют большую художественную ценность. Всего здесь записано более 40 рун и заклинаний (более 1000 строк).
Более половины рун, вошедших в "Калевалу", Леннрот записал на земле Вяйнолы - в районе от Ребол, Костомукши и до Лонкки, от Ругозера до Ухты, Панозера и Войниц. Руны записаны на том языке, на котором исполнялись, на этом языке говорил народ, а кто умел - писал на нем. Этот же язык был литературным языком в Финляндии, а после выхода в свет первого издания "Калевалы" он стал еще и языком поэзии.

Первые жители
Археологи и историки пришли к бесспорному заключению, что первыми жителями большой части Карелии были саамы - лопари или лапландцы. Последнее название этого народа появилось уже после их массового переселения в Лапландию, северную страну лишайников. Название мест в районе Костомукши в значительной степени также лапландского происхождения: Пиэшунги, Корпанги, Контокки. Контокки в переводе обозначает место сбора оленей. Так, в Финляндии местности с таким названием встречаются именно в оленеводческих районах.
Также вместе с названиями передался от лапландцев и сам промысел. Так в каждой деревне обязательно были домашние олени и в большом количестве. Зимой на них возили сено, продукты, дрова, почту. Олени были самым надежным транспортом: им не надо было дорог. На весну и все лето оленей угоняли пастись в лес. Люди знали места их отелов и всегда приходили на помощь. Олени ждали своих пастухов, и хотя от природы оставались в лесу очень осторожными, перед лицом любой опасности шли под защиту человека. Оленеводство было прибыльным. Кормов приходилось заготавливать не так уж много: основную часть олени добывали из-под снега. Чтобы облегчить им зимовку, в лесу делали запасы сена, ягеля, веников.
Но с приходом в эти земли карелов, лапландцы, не выдержав конкуренции, были вынуждены уйти дальше на север. Дело в том, что основным источником пропитания карелов была земля. Они растили хлеб, репу, картофель, ячмень и рожь. Для этого они обрабатывали землю и вели пожоги. Также они довольно интенсивно облавливали озера. И таким образом, их приход в эти земли повлиял на местную природу. Лапландцы же, питались в основном дичью и рыбой, занимались оленеводством и вели полукочевой образ жизни. Ушли они без войны, и столкновений между карелами и лопарями не было.

Природа Костомукши
Когда-то давным-давно здесь были горы и древние вулканы, именно поэтому горные породы, слагающие территорию магматического и метаморфического происхождения.
Леднику, проходившему здесь несколько тысяч лет назад, не удалось изменить основных черт рельефа, он лишь придал своеобразный облик нашему краю.
Окрестности Костомукши расположены на всхолмленной равнине. Отдельные возвышенности достигают 30-50 м высотой. Отдельные гряды, сложенные из гранита, достигают 250-300 метров над уровнем моря. Эта территория сложена в основном, древнейшими породами земной коры, их возраст около 3 млрд. лет. Наиболее древними породами являются гнейсодиориты. Между отдельными цепочками озов, расположено большое число озер и заболоченных участков.
В районе Костомукши расположены красивейшие озера северной Карелии. Одно из них - озеро Каменное - почти целиком лежит на территории заповедника "Костомукшский" и составляет 20 % его территории. Поверхность озера составляет 95 кв.км, а глубина достигает 28 метров. Еще в первой половине 20 века на его берегах стояло около двух десятков больших и малых деревень. На акватории озера насчитывается 98 островов общей площадью около 1000 га. Береговая линия Каменного озера сильно изрезана, ее протяженность составляет 193 км. Из озера вытекает река Каменка, длина которой чуть более 25 км.
В лесах Костомукши представлено 13 типов сосны, 9 типов ели и 8 типов березы. Также в лесах встречается около 40 видов полезных растений: толокнянка, брусника, черника, голубика, вереск, кипрей, багульник, папоротник, вахта и др. Здесь обитает 182 вида птиц. Зарегистрированы редкие случаи зимовок лебедей, гоголей и крякв. Из промысловых зверей обитают лоси, северные олени, рыси, росомахи, лесные куницы, горностаи, ласки, волки, лисицы, зайцы-беляки, бобры и белки.

P9200065.jpg[10 кб] P9200066.jpg[11 кб] P9200067.jpg[9621 байт] P9200070.jpg[7703 байт] P9200071.jpg[8726 байт] Вид на озеро Контокки Тоже - дубль два День металлурга. Начало. Вид сверху Уроды - объявление на гаражах КОС Строят Улица Горняков иногда бывает и такой... ... а Первооткрывателей - такой Днем на берегах Контокки Около бывшей лодочной станции Вдали - дом Героев 1 А это - Героев 2 (Она же - Героев 1 ближе Чайка на озере После дождя Сосны у православной церкви Православная церковь Первый памятник Костомукши - Белые ночи Контокки На Горняков Карельская, 7
Сайт создан в системе uCoz